Для обеспечения гибкости подвеса кабины и противовеса в пассажирских, грузопассажирских и грузовых лифтах применяются тяговые канаты из стальной проволоки, широко известные как тросы. В процессе работы лебедки лифта тросы обвивают ведущий шкив и наматываются на барабан. Этот процесс сопровождается напряжением канатов, обусловленным силами растяжения, вызванными массой кабины и противовеса. Кроме того, при огибании барабана и шкива тросы подвергаются еще и изгибающему напряжению.
Чтобы обеспечить тяговым канатам достаточную прочность для выдерживания больших нагрузок, их изготавливают методом двойной свивки. Вначале стальные нити проволоки, обладающие пружинистыми свойствами, скручиваются в пряди вокруг центральной стержневой проволоки. Затем полученные пряди свиваются в единый канат вокруг эластичного сердечника. Проволочные нити могут иметь одинаковый либо различный диаметр. Все составляющие тягового каната для лифта должны быть скручены с равномерным шагом по всей его длине.
Для подвеса лифтовых кабин и их противовесов используют шестипрядные тросы, состоящие из шести прядей, скрученных вокруг органического сердечника. Эти канаты изготавливаются с высоким запасом прочности и гибкости, поскольку от их надежности зависят безопасность и долговечность лифтов в эксплуатации. Существуют строгие нормы коэффициента прочности, которым должны соответствовать все производимые и используемые тросы.
Основные причины ускоренного износа или повреждения тяговых канатов включают:- использование неподходящих типов тросов и неправильный выбор направления свивки;
- неверное соотношение диаметров барабана, ведущего шкива или блока к диаметру каната;
- коррозию отдельных нитей;
- нерегулярное смазывание;
- абразивное воздействие посторонних частиц на поверхности трения;
- повышенные нагрузки при регулярных перегрузках кабины.
При соблюдении надлежащих условий обслуживания и эксплуатации тяговые канаты способны выдерживать регламентируемые нагрузки и, как правило, обладают долгим сроком службы.